1 - Общий_вид

В Государственной Думе проведен круглый стол на тему «Преподавание основ права в средней школе в рамках курса обществознания» с участием представителей Ассоциации учителей права

14 сентября Председатель Государственной Думы Сергей Евгеньевич Нарышкин провел круглый стол на тему: «Преподавание основ права в средней школе в рамках курса обществознания». В обсуждении концепции преподавания обществознания в школе участвовали руководители крупнейших вузов страны, представители научной общественности, учителя истории, права и обществознания.

От Ассоциации учителей права на мероприятии присутствовали:

2- Яковлев-НарышкинВениамин Федорович Яковлев – председатель Ассоциации учителей права, сопредседатель Ассоциации юристов России, советник Президента Российской Федерации;

 

 

 

 

 

 

 

3 - Федоров_Круглый_столИван Николаевич Фёдоров – учитель истории, обществознания и права ГБОУ города Москвы «Гимназия № 1539».

 

 

 

 

 

 

 

Открывая дискуссию, С.Е. Нарышкин отметил, что: «Теория государства и права, базовые нормы, принципы, гарантии нашей Конституции важны для каждого без исключения. А значит, служат опорой и для курса обществознания. Вопрос лишь в объёме и логике изложения такого материала».

По его словам, вступая в совершеннолетие, в том числе получая право избирать, молодые люди должны знать, как устроена политическая жизнь современной России. Опорой в данном случае служит информация о гражданском обществе и правовом государстве, изучаемая в школе.

С.Е. Нарышкин выразил уверенность, что знания о формировании общенационального парламента, о его структуре и организации должны занимать достойное место в курсе обществознания. Это может иметь «серьезное значение для дальнейшего развития парламентаризма, повышения качества правотворчества».

Участники круглого стола считают важным преподавание права и обществознания в рамках общеобразовательного процесса и полагают, что курс должен быть максимально понятным и доступным. Об этом говорил председатель Комитета по образованию Вячеслав Алексеевич Никонов. Предмет, по его мнению, должен ориентировать, прежде всего, на реальные проблемы юридической сферы, которые ожидают человека во взрослой жизни. При этом он уверен, что понятийный аппарат предмета должен быть четко выдержан, равно как и хронология изложения знаний, чтобы школьники сначала изучали, что такое правовое поведение, а потом усваивали, что такое правонарушение.

Основной задачей предмета президент Российского книжного союза Сергей Вадимович Степашин видит – донесение до молодых людей понятий прав и обязанностей, а также умение ориентироваться в российском законодательстве.

«В разработке действующих учебников обществознания юристы не принимали участие», — с сожалением отметил С.В. Степашин, призвав уйти от «скучности» в изложении юриспруденции для школьников.

С тем, что нынешние пособия по обществознанию низкого уровня, и по ним нельзя качественно преподавать предмет, согласился проректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Сергей Михайлович Шахрай. Он высказался за принятие новой концепции преподавания обществознания, которая должна основываться на традиционных постулатах юридической науки. Сейчас же, по его словам, у школьников «полная «каша» с отраслями и подотраслями права». «Важно с детских лет прививать понимание, что авторитетная власть возникает в результате выборов», — сказал он.

4 -БлажеевУйти от отраслевого принципа в преподавании и отдать предпочтение практике, не скатываясь до примитива предложил ректор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Виктор Владимирович Блажеев. Говоря о кадровой проблеме, он выступил с инициативой проводить переподготовку учителей права в юридических вузах, а не в педагогических, где основной упор делается на методику преподавания. В.В. Блажеев также ознакомил присутствующих с деятельностью Ассоциации учителей права.

 

 

 

 

 

Выступая от имени учителей обществознания и права, Иван Николаевич Федоров отметил низкое качество учебников. Также И.Н. Федоров подчеркнул, что крайне важна разрабатываемая концепция и положение о базовом и профильном образовании в школе, а школы не должны быть закрыты для общественных организаций.

Заведующая кафедрой философии образования философского факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Елена Владимировна Брызгалина призвала сохранить уникальный характер обществознания, связанный с идеей системного рассмотрения человека в обществе. По ее мнению, в этом направлении концепция нуждается в доработке.

В ходе круглого стола не раз говорилось о том, что обществознание не может быть эклектичным предметом. Учитель истории и обществознания, директор средней общеобразовательной школы № 1741 Павел Павлович Панкин уверен, что обществознание в школе должно преподаваться с акцентом на актуальные для молодых людей вопросы, так они могут получить знания, полезные им в реальном времени.

«Концепция преподавания обществознания широко обсуждается профессиональным сообществом, и есть согласие по многим вопросам», — сообщил заместитель Министра образования и науки России Вениамин Шаевич Каганов, добавив, что высказанные в ходе заседания предложения будут учтены и «концепция успешно дойдет до практического применения».

Подводя итоги, С.Е. Нарышкин отметил, что роль права чрезвычайно высока и этот раздел должен быть широко представлен в учебнике обществознания.

В завершение круглого стола было принято решение провести широкое обсуждение разрабатываемой концепции с учетом предложений и замечаний, поступивших в ходе дискуссии.

 

По материалам сайта Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

 

facebooktwittergoogle_plusredditpinterestlinkedinmail
Размещено в Архив новостей.